Царь-пушка и Царь-колокол: история создания

Список достопримечательностей Москвы, с которыми стоит ознакомиться туристу, просто огромен. Особое место в нем занимают Царь-пушка и Царь-колокол. История появления этих исторических памятников окружена большим количеством легенд, что привлекает к ним еще больше внимания.

Царь-пушка – свидетельство военной мощи

Царь-пушка – главный памятник российской артиллерии, поэтому ее считают самой важной достопримечательностью столичного Кремля. Все желающие ознакомится с историческими памятниками столицы, обязательно приходят посмотреть на это уникальное свидетельство оружейного мастерства. Стоит отметить, что Царь-пушка известна во всем мире как оружие с самым крупным калибром.

Колоссальное орудие было создано в 1586 г. Его изготовил народный умелец Андрей Чохов. Он создал пушку, чтобы защитить Кремль от нападения войск крымского хана. Сначала ее поставили на возвышенности с целью защиты Спасских ворот и моста через Москву-реку. Но войска хана не пришли к Москве, поэтому использовать пушку по назначению не пришлось. Из-за больших габаритов оружие стали называть «Царь-пушка». В восемнадцатом столетии пушку перевезли в Кремль, где она и остается и сейчас.

По Кремлю пушку перевозили несколько раз. Сначала она находилась во дворе Арсенала, после его поставили у главных ворот. В девятнадцатом столетии для уникального орудия соорудили новый лафет. Его изготовили из чугуна, над чертежами трудился академик А.П. Брюллов. Потом с прочими экземплярами средневекового оружия ее поместили в Оружейную палату. В 60-ых гг. двадцатого века во время постройки Кремлевского дворца прежнее строение разрушили, и пушку снова выставили у Арсенала. Через несколько лет уникальный экспонат направили на реставрационные работы, после чего установили там, где она стояла ранее. Сейчас памятник можно увидеть на Ивановской площади.

Царь-пушка была довольно мощным артиллерийским орудием для своего времени, но стрелять из нее весьма проблематично. Некоторые придерживаются точки зрения, что это просто бутафория, и это мнение нельзя считать полностью ошибочным. Чугунные ядра, находящиеся у подножья орудия, являются лишь декорацией. Хотя внутри снаряды пустые, они весят почти 2000 килограмм, тогда как масса ядра из камня – 0,819 т. То есть стрелять чугунными ядрами невозможно, потому что пушку в итоге разорвет. Однако существует легенда, которая гласит, что все-таки один раз Царь-пушка стреляла. Предполагается, что это произошло после изобличения и бегства из столицы самозванца Лжедмитрия.

Царь-колокол

В период правления Анны Иоанновны по ее указу был сделан Царь-колокол. Его создали, чтобы установить вместо колокола Григорьева, находившегося на кремлевской колокольне близ Успенского собора и получившего существенные повреждения от пожара. История появления достопримечательности непроста, она давно стала преданием, лишь добавляющим интереса к памятнику.

Согласно пожеланию императрицы, планировалось сделать Царь-колокол из материалов колокола Григорьева. Предполагалось, что его масса будет достигать десяти тысяч пудов, то есть станет больше на 20%. В связи с тем, что у поврежденного колокола была очень сложная конструкция, изготовить на его основе новый казалось практически невозможным, местные мастера, занимавшиеся колокольным ремеслом, боялись взяться за это дело. Отыскать мастера, которого бы не испугала сложность работы поручили фельдмаршалу Миниху. Он даже предлагал эту работу механику королевского дворца во Франции, но тот отказался, так как не принял это предложение всерьез.

Когда уже казалось, что никто не хочет заниматься этой работой, изготовить колокол предложил русский мастер Иван Моторин. Он начал трудиться над созданием Царь-колокола в 1733 г. Чтобы сделать его на Пушечном дворе (там сейчас расположен «Детский мир») в земле выполнили опалубку, соответствующую форме будущего колокола. Начальный этап продолжался больше года, потом работы были заморожены из-за внезапной кончины ремесленника. Завершить труд Моторина взялся его сын Михаил.

Считается, что Царь-колокол был отлит осенью 1735 г. Масса уникального колокола составляла около двухсот тонн. Он был сделан на 85% из меди и на 13% - из олова, но в состав сплава еще входили более 70 кг золота и 500 кг серебра. Он был на шесть метров выше и больше в диаметре, чем колокол Григорьева.

Полученная после отлива заготовка была основательно доделана. Из нее удалили излишки материала, оставшиеся после обработки, а все части декорировали чеканкой потрясающего мастерства. Этот этап работ тоже продлился несколько месяцев. На протяжении всего этого времени огромный колокол был в яме, потому что не было опор, способных бы удержать такую массу. В качестве украшений на изделие были нанесены барельефы Богоматери, Христа, святых. Кроме того, мастера нанесли изображения царских особ Алексея Михайловича и Анны Иоанновны.

Когда работы по изготовлению Царь-колокола близились к завершению, в столице произошел сильный пожар. Постройка из дерева вокруг изделия, тоже загорелась. От огня колокол сильно нагрелся, чтобы не повредить изделие его начали спешно охлаждать. Из-за того, что на колокол лили холодную воду, произошел резкий скачок температур, на поверхности металла появились повреждения, и от изделия отвалился кусок весом более 11 тонн. Попытки восстановить колокол были дважды, но они ни к чему не привели. Мастера пришли к выводу, что колокол уже не будет звучать, так как это должно было быть до спайки, и было принято решение сделать из него памятник. В девятнадцатом веке его постановили на пьедестал в Московском Кремле, где его можно увидеть и сейчас.

 

Другие статьи