Москва в кинематографе: 10 фильмов, демонстрирующих изменение города

От «Весёлых ребят» 30-х годов до «Покровских ворот» 80-х

Москва в любые времена не перестаёт удивлять: замечательная архитектура, памятники и, безусловно, фильмы как творческие подвиги вдохновлённых «атмосферой» столицы кинематографистов. Причём съёмки фильмов на фоне «декораций» города приносят пользу не одним киноманам, но и тем, кто заинтересован в изучении исторического прошлого и архитектуры столицы, и тем, кто вглядываясь в кадры, снятые давно, видит совсем другую Москву, а не ту, какую может созерцать каждый сегодня. Наша подборка позволяет сделать своеобразный экскурс по кино-столице прошлого столетия — побродить по оставшимся в прошлом городским закоулкам, узреть изменения города, происходившие каждый год, и увидеть нечто необычное из истории мест, поначалу кажущихся скучными.

 

«Весёлые ребята» (1934 год)

Съёмки "Весёлых ребят" на пересечении Петровки со Столешниковым переулком

Съёмки "Весёлых ребят" на пересечении Петровки со Столешниковым переулком

 

В «Весёлых ребятах» снялись Леонид Утёсов (в роли пастуха Кости Потехина) и Любовь Орлова (в роли домработницы Анюты). Простой пастух Костя по ошибке был принят за популярного музыканта, из-за этого и начались его весёлые приключения. Кроме песен, которые стали классикой советского кино (слова и музыка написаны И. Дунаевским и В. Лебедевым-Кумачом), зрителя впечатлили и многочисленные забавные и сатирические моменты. Для большей части съёмок были использованы деревенские пейзажи, пляжи Гагр, а для съёмок концертных выступлений Потехина — сцена в Большом театре.

 

«Подкидыш» (1939 год)

На Чистопрудном бульваре, д. 12, где в наши дни открывает свои двери для зрителей кинотеатр "Ролан"

На Чистопрудном бульваре, д. 12, где в наши дни открывает свои двери для зрителей кинотеатр "Ролан"

 

«Подкидыш» - комедия, снятая Т. Лукашевич. Главная героиня Наташа потерялась на московских улицах, но маленькая девочка не отчаялась и занялась изучением города. Она прошлась по Чистым прудам, которые когда-то называли Погаными, пообщалась с детьми, налюбовалась зданиями, пока ей не встретилась на ул. Горького (в наши дни Тверской) семья Ляли и Мули. Супружеская чета помогла девочке, вызвавшись довезти её до близлежащего отделения милиции.

Кроме названной выше улицы, зритель «побывал» вместе с героями картины на Ленинском проспекте – в самом его начале (на бывшей Большой Калужской), на Манежной пл., Моховой и Воздвиженке, Пр-те Мира (ранее Большой Ростокинской) и ВДНХ.

 

«Летят журавли» (1957 год)

Крымский мост

Крымский мост

 

Кинокартина, снятая Михаилом Калатозовым. Планам героев – Вероники (Т. Самойлова) и Бориса (А. Баталов), живших в столице, любящих друг друга и собиравшихся создать семью, судьба не позволила осуществиться. Началась война, и Борис вместе с добровольцами ушёл на фронт. Зритель наблюдает, как проходит свидание молодых людей (Крымский мост), как собираются добровольцы на фронт (Армянский пер-к), создаётся бомбоубежище (Александровский сад), встречает героев Белорусский вокзал, а главная героиня узнаёт о гибели Бориса.

Картине дали высокую оценку зрители и критики. На фестивале в Каннах ей была присвоена «Золотая пальмовая ветвь».

 

«Я шагаю по Москве» (1960 год)

Высотка, Котельническая набережная

Высотка, Котельническая набережная, с неё вид на Кремль. Гостиницы "Россия" уже не существует — на её месте так и не построили высотку

 

Георгий Данелия снял фильм, не только рассказывающий историю парня, а ставший настоящим гимном поколению шестидесятых годов. Это время наступления «оттепели» в СССР и возможности думать более свободно. Главный герой – типичный шестидесятник, обожающий друзей, мечтающий о прекрасном будущем и отличающийся детской непосредственностью. Герой прогуливается по главной московской площади, заходит в ГУМ, чтобы присмотреть для себя костюм, бродит по Чистым прудам, рассматривает Котельническую и Озерковскую набережные с их величественными зданиями, а в конце фильма садится в вагон на ст. метро «Университет», отправившись... навстречу своему будущему (ст. «Пр-кт Вернадского» и «Юго-Западная» в то время ещё не было).

 

«Три тополя на Плющихе» (1968 год)

Москва-река, набережная Т. Шевченко

Москва-река, набережная Т. Шевченко

 

В центре сюжета – привлекательная женщина Нюра, и она впервые оказывается в огромном городе. Нюра теряется в столице, но встречает водителя, готового довезти её до золовки, которая живёт рядом с кафе «Три тополя». Молодые люди сразу не понимают, что встреча неслучайна, но... Нюра замужем. Желая продлить общение, они ездят по городу, говорят о жизни. Зарождение прекрасного чувства происходит на фоне Плющихи, возводящихся домов в окрестностях Нового Арбата, набережных Москвы-реки, Манежной площади. Городской "пейзаж" становится большой декорацией к прекрасному любовному, но драматичному повествованию.

 

«Москва, любовь моя» (1974 год)

На Красной площади

На Красной площади

 

Фильм стал совместным советско-японским проектом. Скульптору Владимиру и балерине Юрико суждено было встретиться в советской столице и влюбиться. Они оба талантливы, наделены способностью тонко чувствовать, и поэтому отлично подходят друг другу. Страшный диагноз — лейкемия, который врачи установили у девушки, препятствует счастью молодых людей. Юрико родом из Хиросимы, и «лучевая болезнь» забирает у неё силы. После того как кинолента вышла на экран, зрители и кинокритики единодушно охарактеризовали её как очень светлую картину о любви.

 

«Служебный роман» (1977 год)

На улице Варварка

На улице Варварка, д. 12 - храм великомученика Г. Победоносца (Псковская Горка)

 

Герой фильма —служащий в статистическом учреждении. Воспользовавшись советом коллеги, Анатолий Новосельцев (А. Мягков) «приударивает» за начальницей, (роль которой исполняет А. Фрейндлих), ради собственной карьеры. Начальница владеет домом в центре, в её руках — власть, но подчинённые её не любят. Как-то она рассказывает Новосельцеву о причине своего одиночества (действие происходит на крыше статистического здания, в наши дни — Дом Нирнзее), и между начальницей и подчинённым начинают завязываться тёплые отношения. Бывшая ранее «чёрствой», «бессердечной», «сухарём» и «мымрой» Людмила Калугина преображается в привлекательную женщину, да и Новосельцевым теперь движет совсем некорыстная цель.

 

«Мимино» (1977 год)

Церковь Симеона Столпника — ул. Поварская

Церковь Симеона Столпника — ул. Поварская

 

Валико Мизандари, которого чаще называют Мимино, – пилот вертолёта в Грузии. Он едет в Москву, чтобы осуществить свою мечту — стать пилотом-международником и покорить неприступную и очень милую красавицу-стюардессу Ларису, с которой недавно познакомился. В столице лётчика из Грузии ожидают невероятные приключения: он и его новый друг Рубен вместе тратят все деньги. Мимино веселится в ресторане «Россия», попадает в Хамовнический суд, — ездит на новом самосвале по городу, узнаёт людей и... достигает заветной цели.

 

«Москва слезам не верит» (1979 год)

Ул. Горького (в наши дни Тверская)

Ул. Горького (в наши дни Тверская)

 

Мелодрамой покорены как советские зрители, так и весь состав жюри «Оскара». Да и кто не растрогается историей обычной девушки Кати (В. Алентова), когда она наперекор всем жизненным трудностям, пришедшимся на её долю, нашла силы не опустить рук и не утратить веры в счастье. Меньшову превосходно удалось показать, как меняются эпохи: экскурсия по столице пятидесятых годов XX века с культом поэтов (к примеру, сцена у памятника Маяковскому, где можно послушать чтение уже известных и только начинающих авторов), квартира в элитном доме на пл. Восстания (Катя и её подруга поселяются в высотке, чтобы произвести впечатление на друзей), быстро развивающаяся промышленность, прагматичность семидесятых, когда производственным объёмам отдавалось первостепенное значение.

 

«Покровские ворота» (1982 год)

Выход с Лялиного пер-ка на Покровку

Выход с Лялиного пер-ка на Покровку

 

Эту милую комедию о нелёгкой, но веселой жизни в коммуналке, снятую Михаилом Козаковым, знает каждый поклонник отечественного кинематографа. В ней мастером воспроизведена атмосфера столицы 50-х гг. и подарены советским киноманам удивительные персонажи: Костик, Алиса Витальевна, Велюров, Ефимов, Хоботовы, Людочка и другие герои. Кинолента стала поистине «архитектурным» фильмом о середине прошлого столетия. Зрители увлекаются Китай-городом, весёлой поездкой на мотоцикле по окрестностям Лялиного переулка, встречей героев в саду Эрмитаж, катанием на коньках в Патриарших прудах (по сюжету картины это не Патриаршие, а Чистые пруды).

 

Другие статьи